Автор: РЕГЕЛЬСОН Лев Львович


Мой дорогой и желанный гость!

Благодарю тебя за то, что в своих странствиях по просторам Интернета ты забрел и на мой огонек, одарив самым драгоценным и невосполнимым достоянием – своим временем и вниманием. Если ты не обнаружишь здесь ничего интересного для себя и, пожав плечами, уйдешь навсегда, я от всей души пожелаю тебе найти то, что ты ищешь, в другом месте.

Но если хоть одна из моих мыслей заденет тебя за живое, ты, наверное, захочешь что-нибудь узнать о ее авторе. Ведь нам всегда важно понять не только то, что говорится, но и кто это говорит. К сожалению, я не смогу удовлетворить это законное желание, – не потому, что хочу что-то скрыть от тебя, а потому что пока сам толком не знаю, кто я такой на самом деле. Я нахожусь в процессе интенсивного внутреннего становления и потому должен тебя предупредить: тот возвышенный идеал человека, который я стремился выразить в своих текстах, не имеет ничего общего со мной лично – во всяком случае, с таким, кем я являюсь на сегодняшний день.

Если говорить о моем базовом самоощущении, то я есть эгоистическое животное, однако такое странное животное, которое глубоко недовольно собой. При этом я ставлю акцент не на слове “животное”, а на слове “эгоистическое”. От своей животной природы человек может избавиться с помощью некоторых духовных практик, но от эгоизма они не избавляют, а только трансформируют его в духовную гордыню. А это только углубляет пропасть между тем, кто я есть, и кем хочу и должен стать.

Если после этих слов ты не нажмешь на кнопку “выход”, постарайся ни на минуту не забывать о том, что все мои интеллектуальные и духовные поиски имеют единственный мотив: мучительную необходимость кардинально перестроить сам способ своего бытия. А без Бога это невозможно. Пока я питал определенные иллюзии по поводу человеческой природы, я еще как-то мог без Него обходиться. Но когда я узнал правду о себе самом, то без Бога мне осталось бы только погрузиться в бездну отчаяния. А погибать я все же не хочу. Я благословляю свой природный инстинкт самосохранения, который дает мне волю к жизни и отвращение к смерти. Но это тот самый животный эгоизм, который я ненавижу всей душой за то, что он делает меня непригодным для царства любви.

Итак, дорогой гость моей души, я сказал тебе о главном. И только в контексте этого Главного я готов вступить с тобой в диалог, пусть даже этот диалог примет форму сражения: не щади меня, я закаленный боец.

Теперь немного дополнительных сведений о себе, которые для кого-то могут оказаться важными. Вот уже 40 лет я – православный христианин, участвующий в литургической жизни Церкви, но я не имею ни специального богословского образования, ни священного сана. Я надеюсь, что мои духовные искания находятся в русле церковной традиции, но у меня нет никаких полномочий говорить от имени Церкви. Поэтому мои возможные ошибки не могут бросить ни малейшей тени на ее авторитет. Многое из того, что происходит в современной церковной жизни, меня огорчает и ранит, но болезни церкви я переживаю изнутри, как свои собственные.

Я сознаю, что специфический характер той духовной работы, от которой я не могу уклониться, абсолютно несовместим с конфессиональной ограниченностью и предвзятостью. Поэтому я готов принять к обсуждению все ценные идеи и свидетельства внутреннего опыта от человека любой конфессии и любых взглядов. Однако такая сверхэкуменическая открытость может оказаться неуместной для тех православных деятелей, миссия которых заключается в сохранении целостности церковного организма.

Наконец, я хочу назвать имена моих учителей и наставников, которые были дарованы мне в самом начале пути. Это Феликс Владимирович Карелин, который привил мне вкус к византийскому, святоотеческому стилю мышления. Это отец Николай Эшлиман, в горячем сердце которого жила непреходящая боль за Россию и ее церковь. Это отец Александр Мень с его неистощимой человечностью и вселенским религиозным мироощущением. Глубокий, неизгладимый след в моей душе оставил отец Серафим (Романцов), высочайший образец истинного старчества. Все они давно ушли от нас, но духовная связь и постоянный мысленный диалог с ними для меня продолжается.

Я осознаю себя участником того могучего духовного движения, которое принято называть “русской религиозной философией”. Ее создатели поистине “ходили пред Богом”, хотя при этом нередко впадали в прельщение. Многие их идеи оказались бесконечно уязвимыми перед лицом строгой богословской критики. Церковь должна постоянно отделять свое от чужого, чтобы не раствориться в океане мнений и предположений. Но я убежден, что неизмеримо важнее всех ошибок – глубина постановки вопросов, пламенная искренность поиска Истины, нелицемерная открытость миру. В конце концов, ошибки можно исправить, прельщения преодолеть, но куда труднее пробудить к жизни духовно омертвевшее сердце.

Это не значит, что я считаю все истины относительными, а любую глубокую убежденность – опасным фанатизмом. Я убежден в тех истинах, которыми с тобой делюсь, и только это может оправдать мой призыв к большим и рискованным усилиям по кардинальной реконструкции своей природы. Но это всего лишь я убежден, и пока сама моя основа не изменилась, я в себе не уверен, и страх Божий всегда со мной. Но мои побуждения искренни, и мой духовный опыт стоил мне большой крови и многолетнего труда. Однако ты сам отвечаешь за свой выбор в делах веры, и потому не должен передоверять свою совесть никому и ничему, в том числе и мне. Помни, что духовная жизнь – это самое опасное и захватывающее приключение, на которое может отважиться человек.

Если у тебя есть что-то важное, о чем хочется сказать или спросить, напиши мне. Самое интересное я опубликую, на серьезные вопросы постараюсь ответить. И если сайт окажется жизнеспособным, то с твоей помощью он будет расти и развиваться.



 На главную страницу

Вверх

Рейтинг@Mail.ru

Православие.RU


При цитировании и использовании любых материалов ссылка
на сайт "www.lregelson.narod.ru" обязательна.
Copyright ©  2004 Л.Регельсон, И.Хварцкия все права защищены

Copyright ©  2006 Л.Регельсон все права защищены
E-mail: regelson@mail.ru



Сайт создан в системе uCoz