РЕЛИГИОЗНЫЙ
ОПЫТ НИКОЛАЯ ФЁДОРОВА И КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Б. Г. Режабек
Институт Ноосферных
Разработок и Исследований
Международный
Экологический Фонд
Николай Фёдорович
Фёдоров (1829 - 1903), столетие со дня смерти которого
будет отмечено в 2003 году проведением IX
Международных Фёдоровских чтений, является
одним из самых удивительных русских мыслителей,
творчество которого, по моему убеждению, только
сегодня, в начале III-го тысячелетия христианской
эры, начинают, кажется, понимать. Его имя стоит
первым в ряду тех мыслителей, идеи которых
объединяет понятие “русский космизм”. Даже в
созвездии таких замечательных мыслителей, как А.
Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, Н. А. Умов, В. И.
Вернадский, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков и др.
звезда Николая Фёдорова выделяется своим
неповторимым светом. Николай Фёдоров -
фактически первый в мировой истории мыслитель,
попытавшийся разрушить кажущуюся несокрушимой
стену между “Афинами и Иерусалимом” и создать
духовный мост, способный соединить Афон и Парнас,
объединить Храм и Обсерваторию - т. е. должным
образом решить проблему соотношения догматики и
традиции с научно-техническим прогрессом и
художественным творчеством. И поэтому нет ничего
удивительного в том, что “Философия Общего
Дела”, по воспоминаниям современников,
вдохновляла главного конструктора космических
ракет Сергея Павловича Королёва, и именно Россия
стала страной, впервые вышедшей в Космос -
реальный, астрономический, а не
“психоделический”, в который погружаются
медитирующие поклонники Прабхупады и курильщики
опиума.
Вокруг идей Н. Ф.
Фёдорова, как и вокруг идей В. И. Вернадского, в
СССР вплоть до 80-х годов был “заговор молчания”,
хотя, казалось бы, идеи соединения людей в Общем
Деле, борьбы с разрушительными стихиями общими
силами объединённого человечества, создания
братской семьи народов как нельзя лучше
совпадали с лозунгами, написанными в программных
документах и на плакатах советской эпохи. Беда
была в том, что и Фёдоров, и Вернадский исходили
из того, что жизнь человека не может сводиться
лишь к удовлетворению материальных и социальных
потребностей, а для нормального развития
общества необходимы не только наука (точное
знание), но и религия, дающая путеводные
ориентиры жизни, опираясь на веру и духовный опыт
её создателей, и философия, понятая не как
“единственно верное” учение, а как
деятельность, правом и обязанностью которой
является, подвергая всё сомнению, отделять
истинные идеи и цели от ложных.
С именем Фёдорова
связано множество легенд. Серьёзное изучение его
наследия началось фактически лишь во второй
половине XX века и связано прежде всего с работами
С. Г. Семёновой и А. Г. Гачевой. Итогом многолетних
трудов матери и дочери стало 4-томное собрание
сочинений Н. Ф. Фёдорова с подробным историческим
и текстологическим комментарием.1
Благодаря их труду мы можем, наконец,
ознакомиться с идеями Н. Ф. Фёдорова в их полноте,
увидеть, насколько его мысли опередили своё
время и насколько не соответствует
действительности представление о том, что это
был всего лишь “скромный сотрудник
Румянцевского музея, ничего не печатавший при
жизни и получивший известность только после
смерти в связи с изданием его учениками
написанного им труда “Философия общего дела” (I
т., Верный , 1906; II т. Москва, 1913)”, который к тому же
“проповедовал чудовищную теорию физического
воскрешения покойников, без всякого участия
церкви и даже вообще религии, исключительно
только при помощи естественнонаучных методов” 2
Анализ причины таких представлений о Н. Ф.
Фёдорове был дан нами ранее 3, причём
выяснилось, что дело было просто в плохом
знакомстве с идеями Н. Ф. Фёдорова, в силу малой
доступности его сочинений в течении долгого
времени. Cтавшее доступным теперь реальное
изучение идей Н. Ф. Фёдорова позволяет, наконец,
понять природу его религиозного опыта, который
лежит в основе всего его учения и с
необходимостью приводит к мысли о космической
роли человечества.
Десятилетие после
распада СССР принесло много нового в жизнь и
общественное сознание России. После 70-летнего
“Вавилонского пленения” под властью не просто
атеистического, но явно богоборческого строя,
бдительно отслеживавшего и каравшего всякие
проявления интереса ко всему трансцендентному, к
богословским вопросам и мистическим
переживаниям у граждан новой формации,
“советских людей”, которые были обязаны
подчинить свою жизнь строительству коммунизма,
появилась возможность думать и обсуждать
проблемы, от понимания которых народ был
основательно отучен.
Как это часто бывает
после тяжелой болезни, своего рода “духовного
обморожения”, процесс восстановления
нормальной духовной жизни оказался причудливым
и порой тяжёлым. На книжные прилавки хлынул
мутный поток “рыночной эзотерики”, сулящий
читателям возможность чуть ли не мгновенного
обретения сверхъестественных способностей,
долголетия и даже бессмертия, а в первую очередь -
грандиозных успехов на ниве секса и коммерции. В
России появилась возможность обратиться к
традиционным религиям - православию, исламу,
буддизму, иудаизму - но одновременно с этим в
стране появились и разнообразные “ловцы душ”,
проповедники сект и эклектических учений,
облачающихся порой в тогу науки, вроде
“Сайентологии” или “Трансцендентальной
медитации”. Им удаётся увлечь в свои сети
наивных людей, иногда даже имеющих учёные
степени и звания, но явно страдающих “синдромом
дефицита духовного иммунитета”. Православная
Церковь пытается противостоять этому наплыву, но
не всегда успешно. Многих мыслящих людей,
тянущихся к Истине Православия, отталкивает
невежество и обскурантизм священников, их
негативное отношение к науке, в частности,
например, прямое отрицание со стороны некоторых
клириков теории эволюции, якобы
“противоречащей” библейскому учению о
сотворении мира.
Дело осложняется ещё
и тем, что многие из людей, приходящих сегодня в
православные храмы, не имеют реального
представления ни о догматике, ни о литургике, ни о
смысле и целях православия. Многие из считающих
себя православными свято верят в то, что Церковь
учит о “бессмертии души”, не подозревая, что эта
идея, восходящая к Пифагору и Платону, была
отвергнута уже ранними отцами Церкви. Так, во
втором веке н. э. Св. Иустин Философ (+166)
убедительно опровергал сомнения тех, которые
“сплетают такие софизмы: если плоть восстанет,
то восстанет она всецело и со всеми членами ... не
нелепо ли это приписывать ей это после
воскресения из мёртвых...? ”, и смущаются тем, что
“если тело воскреснет всецело и будет иметь все
члены, то необходимо должны быть и отправления
членов - зачатие матки, излияние семени в мужском
члене и тому подобное.” ( 4, с.471). Он пишет с
полной ясностью: “... зачем нам принимать
противное вере и гибельное учение и безрассудно
обращаться вспять, когда услышим, что душа
бессмертна, а тело тленно и неспособно к тому,
чтобы снова ожить?” (4, с.482) и призывает христиан
“говорить против тех, которые унижают плоть и
говорят, что она недостойна воскресения и
небесного жительства, потому что, во-первых,
сущность её есть земля, во-вторых, что она полна
всякого греха, так что принуждает и душу грешить
вместе с нею. Такие люди кажется не знают всего
дела Божия, не знают ни первоначального
происхождения и создания человека, ни того, для
чего создано всё существующее в мире”(4, с.478)
Именно с пониманием
того, “для чего создано всё существующее в мире”
и связан в первую очередь религиозный опыт
Николая Фёдорова. Потрясённый смертью своего
дяди Константина Гагарина в 1851, он испытал
глубокое озарение, позволившее ему более чем за
сто лет до появления “антропного принципа” в
физике осознать уникальную задачу и роль
человечества во Вселенной. Задачу, поставленную
перед человеком во второй главе Книги Бытия, где
сказано: “ И взял Господь Бог человека, и поселил
его в саду Едемском, чтобы возделывать его и
хранить его” (Быт.2:15), Фёдоров осознал, как
“мысль, что через нас, через разумные существа,
природа достигнет полноты самосознания и
самоуправления, воссоздаст всё разрушенное и
разрушаемое ещё по её слепоте”. Он понял, что
человек является не случайной деталью во
Вселенной, не “плесенью, случайно возникшей на
поверхности планеты”, как писал известный
астрофизик Дж. Джинс, а ключевой фигурой в
мироздании, проводником Божественных энергий,
способных противостоять росту энтропии,
неизбежной тепловой смерти, которая неизбежно
должна наступить, если человек не выполнит
возложенную на него миссию.
Это понимание
совершенно по-новому осветило фундаментальную
христианскую идею о том, что грехопадение
человека не только его самого сделало смертным,
но и ввергло весь зависящий от него мир в пучину
гибели, ради избавления от которой и воплотился в
виде Сына Человеческого Сам Творец Вселенной.
Фёдоров понял также, что суть христианского
учения не в том, что после Боговоплощения и
Воскресения каждый получает возможность
спасаться в одиночку, а в том, чтобы не уничтожая
свободы воли каждого человека вывести
Человечество на путь всеобщего спасения. Хорошо
известное святоотеческое учение о “синергии”,
соработничестве человека и Творца Фёдоров
осознал, как необходимость концентрации
творческих усилий каждого на деле спасения, и
дело это не сводится лишь к чтению молитв и
акафистов, а состоит в развитии фундаментальных
творческих способностей, среди которых важное
место занимают наука и искусство, и обращении их
на Общее Дело воскрешения. При должном
направлении эти способности могут получить
благодатную помощь свыше, а в противном случае -
привести к глобальному кризису вплоть до
уничтожения всей планеты. Такое уничтожение,
которое многим кажется неизбежным (“земля и все
дела на ней сгорят” , 2 Пет 3:10), было бы
свидетельством неудачи Божественного замысла о
человеке и бесплодности жертвы Христа. Понимая
это, Фёдоров пишет об “условности” пророчеств,
сравнивая их с “пророчеством Ионы”, и верит в то,
что покаяние, “метанойя”, изменение образа
мыслей людей - что обычно ставят ему в укор, как
“утопическое мечтание” - может привести
человечество “в Разум Истины” и в этом случае
станет возможна победа над “последним врагом” -
смертью и воскрешение умерших “отцов”.
По сути дела всякий
религиозный опыт связан с осознанием факта
смерти и поиском выхода из трагедии,
притерпеться к которой могут в полной мере лишь
совершенные атеисты типа Базарова, уверенные,
что “лопух вырастет”, и этим всё кончится. Любой
тип религиозности, будь то ведантийский,
буддийский, иудейский, мусульманский или
христианский, предполагает ответ, во многом
определяющий и сущность религии, и её ценность
для конкретного верующего. Так, Веданта
опирается на мысль о перевоплощениях, но стоит
заметить, что эти перевоплощения отнюдь не
похожи на розовые мечты современных адептов
принесённых в Россию из Америки, адаптированных
для европейского сознания идей, которые
замечательно высмеял ещё Владимир Высоцкий.
Перевоплощения в Веданте - это страшное
блуждание в колесе Сансары, переход из одних форм
адских страданий в другие. Именно ради спасения
из этого лабиринта кошмаров озарённый Будда и
предложил своё учение - путь выхода из Сансары и
погружения в Нирвану. Условие выхода, однако,
является довольно тяжёлым: мир следует признать
иллюзией, а что такое блаженство Нирваны
известно только тем, кто её достиг. Понятно, что
плоть в такой системе ценности не имеет - это,
во-первых, иллюзия, а во-вторых, источник
страданий, от которых надо избавиться, пройдя тем
путём, который указал Будда.
Значительно более
уважительное отношение к плоти мы видим в Китае.
Здесь даосы разрабатывают (и, говорят,
небезуспешно) специальные техники и эликсиры для
достижения практически неограниченного
продолжения жизни.
Но очевидно, что такое
бессмертие является уделом избранных, а для чего
оно нужно - вопрос остаётся открытым. В религиях
библейского корня - иудаизме (если исключить
саддукейство) и исламе - существует ясное учение
о воскрешении мёртвых и посмертном воздаянии,
хотя различные школы этих религий по-разному
описывают это посмертное состояние. В
христианстве же факт Воскресения Иисуса Христа -
это краеугольный камень веры, и именно в
Православии этому факту отводится главная роль,
а главным праздником является Пасха - праздник
Воскресения Христова, дающего нам ясное
обетование воскресения плоти. Стоит заметить,
что именно в Православии Пасха является центром
Литургического круга, в то время, как в странах
католических и протестантских главным
праздником считается Рождество Христово.
Православие содержит глубочайшие основания, во
многом утраченные Западом, для начала всеобщей
Литургии - Общего Дела. К сожалению, не утратила
своей остроты и такая мысль Н. Ф. Фёдорова : “В
идее нет ничего выше, чем православие, но тем
резче бросается в глаза несоответствие идеи с
действительностью”. // Н. Ф. Фёдоров (I, с.575)
В сочинениях Николая
Фёдорова огромное число страниц посвящено
“пасхальному вопросу”, вопросу о воскрешении
умерших отцов. Некоторые современные теологи
смотрят с недоумением на мысль Фёдорова о том,
что воскрешение будет не чудесным
трансцендентным актом, а совершится при участии
самого человека. Но эта идея отнюдь не
противоречит духу Священного Писания. Вспомним,
что в 37-й главе книги Иезекииля Господь говорит
пророку: “ изреки пророчество на кости сии и
скажи им: “Кости сухие! слушайте слово Господне!
Так говорит Господь костям сим: вот, Я введу дух в
вас, и оживете. (...)” Посему изреки пророчество и
скажи им: так говорит Господь Бог: вот Я открою
гробы ваши и выведу вас, народ мой, из гробов
ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу
вас на земле вашей, и узнаете, что Я Господь,
сказал это - и сделал, говорит Господь!” ( Иез. 37:5 ;
14). Символически выраженное участие человека в
деле воскрешения здесь вполне очевидно. Можно
сказать, что идея Фёдорова, понимаемая как
реальное дело воскрешения, не в большей мере
“противоречит” Библии, чем теория эволюции -
“Шестодневу” Василия Великого.
Более серьёзным, на
первый взгляд, является возражение Владимира
Соловьёва, высказанное в письме к Фёдорову в июле
1882 г.: “Воскресить людей в том их состоянии, в
каком они стремятся пожрать друг друга -
воскресить человечество на степени каннибализма
было бы и невозможно, и нежелательно.” (Т.4,с.630)
Фёдоров, читая это письмо, сделал на нём приписку:
“Воскрешать каннибализм, т. е. воскрешать смерть!
Вот нелепость!”
В статье5
Фёдоров писал: “Говоря о несовершенстве
человека, Соловьёв боится прямо сказать, что это
несовершенство зависит прямо от него самого”.
Эта мысль, адресованная Владимиру Соловьёву,
конечно же, относится и к каждому из нас.
Фёдоров прекрасно
понимал то, чего не понимают сегодня многие,
сталкивающиеся с идеей о воскрешении с участием
человека, и впервые осознают, что это - не
мистическая туманная идея, а реальный призыв к
Общему Делу. Таких людей охватывает энтузиазм, и
они уже готовы броситься в бой, заняться
созданием научных методик бессмертия и
воскрешения, или, на худой конец, использовать
идеи Н. Ф. Фёдорова, как политическую приманку,
как “идеологию”. Однако сегодня ситуация
такова, что хотя человечество уже технически
готово к решению проблемы бессмертия и
воскрешения - успехи в области расшифровки
генома человека и клонирования, при всём его
несовершенстве, свидетельствуют об этом - оно
совершенно не готово к бессмертию этически.
Наблюдая современную
жизнь, можно видеть, что сегодня людьми владеет
страх бессмертия - совершенно невиданная вещь во
все предыдущие времена! Страх бессмертия
порождает сознательное преклонение перед
Смертью, как своего рода божеством - то, что
последователи Николая Фёдорова обозначили
термином “смертобожничество”.6
Действительно, представление о непреодолимости
смерти глубоко входит во всю структуру
современного социального бытия, пронизывая
практически все политические институты,
проникая в искусство и философию, в крайних
формах выражаясь в виде психического извращения
- некрофилии. В этом - то и скрыт “основной грех”,
мешающий человеку жить полной и радостной жизнью
в прекрасном мире, созданном благим Творцом.
Бессмертие, как и
освоение дальнего космоса - реально. Но эта
реальность не достижима по принципу “Мы хотим
сегодня, мы хотим сейчас!” На пути к решению этой
задачи человечество ждут огромные трудности и
испытания - причём уже не на уровне отдельных
подвижников, чьи имена навсегда вписаны в книгу
жизни, но всего Человечества, которое обязано ещё
доказать право на это имя. Человечество должно
“устроиться не по типу организма, но по типу
Пресвятой Троицы, неслиянно и нераздельно”,
стать таким единством людей, которое, не подавляя
ни в малейшей черте свободу и не нивелируя
индивидуальность, обрело бы силу стать хозяином,
а не рабом стихий, как внешних, так и внутренних.
Перед человечеством
сегодня стоят две промежуточные задачи, без
которых главная цель всегда будет недостижима:
Глобальное экологическое преображение -
“превращение природы из врага временного в
друга вечного” и Глобальное психологическое
преображение - осознание смертобожничества и
преодоление его в каждом человеке.
Сегодня мы имеем
возможность вместе с Фёдоровым осознать главную
задачу христианства, выраженную в романе Б. Л.
Пастернака “Доктор Живаго” устами одного из
героев, Николая Веденяпина. Он фактически
озвучивает идеи Николая Фёдорова, говоря, что
история в нынешнем её понимании “основана
Христом, что Евангелие есть её обоснование. А что
такое история? Это установление вековых работ по
последовательной разгадке смерти и её будущему
преодолению. Для этого открывают математическую
бесконечность и электромагнитные волны, для
этого пишут симфонии. Двигаться в этом
направлении нельзя без некоторого подъёма. Для
этих открытий требуется духовное оборудование.
Данные для него содержатся в Евангелии."
С.577
Пора и нам понять
главную мысль Николая Фёдорова: “...почитание
Пресвятой Троицы требует объединения всех сынов
и дочерей, т. е. братства их, любви всех живущих ко
всем отцам умершим, такой любви, которая готова
отдать всю жизнь для возвращения жизни отцам, а
отдав жизнь смертную получить жизнь
бессмертную...”7
ЛИТЕРАТУРА |